Махачкалинские известия: МАГОМЕДШАПИ ДИБИРОВ: «УЛЫБКА НА ЛИЦАХ ДЕТЕЙ – УЛЫБКА В МОЕЙ ДУШЕ!»

В его просторном кабинете уютно и светло: широкий рабочий стол, несколько современных компьютеров по соседству, множество грамот и наград на стеллаже. А еще книга, на обложке которой большими буквами заглавие «Учительство» как свидетельство того, что еще пару дней назад здесь готовились к предстоящему конкурсу. Готовились усиленно и, как оказалось, не напрасно. Но сам учитель информатики (по совместительству завуч) скромен, сдержан и о победе на конкурсе говорит без пафоса.
- Магомедшапи Дибиргаджиевич, вы сами захотели принять участие в конкурсе «Учитель года Дагестана-2010» или это было коллективное решение школы?
- Вообще я не новичок в этом конкурсе. Первый раз я принимал в нем участие в 2003 году, будучи учителем гимназии №38. Желание поучаствовать во второй раз также проявил сам. Коллеги меня поддержали.
- Как шла подготовка к конкурсу?
- Я готовился весь учебный год: прочел много литературы, научных трудов. Большую помощь оказали коллеги: директор лицея Селиванова Ж.В., зам. директора по научно-методической работе Самедова З.Д., зам. директора по воспитательной работе Исаева А.Ю., учитель русского языка и литературы Гусейни-Исполони К.М., учитель математики и руководитель методического объединения по математике и информатике Ибрагимова Р.Д. Говорю огромное спасибо этим замечательным людям, потому что без них я бы не справился. Все они со мной занимались в этом самом кабинете, консультировали по тем или иным вопросам, всячески помогали и поддерживали. Прежде чем попасть на республиканский конкурс, нужно было пройти городской отбор. Надо сказать, что городской конкурс «Учитель года столицы - 2010» стал для участников серьезным испытанием. Это сыграло свою позитивную роль, поэтому выступление уже на республиканском уровне далось легче.
- Что для вас было самым сложным на конкурсе?
- Урок по своему предмету – информатике – мне дался легко, я готовился к нему самостоятельно, а в плане воспитательной работы (классный час и родительское собрание) была необходима дополнительная подготовка. Это связано с тем, что классного руководства у меня не было, а опираться только на теоретические знания было недостаточно. И коллеги очень помогли, особенно те, кто имеет большой опыт воспитательной работы. Их труд неоценим.
- Теперь, когда конкурс позади и победа за вами, какие эмоции переживаете?
- Большую радость, в первую очередь. Приятно ощущать себя победителем (улыбается)! Также очень приятно видеть, что и окружающие радуются за тебя. В школе никто не проходит мимо – все поздравляют, ученики в частности. Улыбаются. А улыбка на лицах детей – улыбка в моей душе.
- Магомедшапи Дибиргаджиевич, вы преподавали математику в Даггосуниверситете. Почему перешли из вуза в школу? Нравится работать с детьми?
- Это, пожалуй, одна из причин. Я два года работал на кафедре высшей алгебры и геометрии и параллельно вел информатику в школе. То есть, совмещая работу с взрослой аудиторией и с детьми, я мог сравнивать. Многие студенты сейчас не хотят учиться и ищут разные пути для получения положительных оценок. Я как хороший студент, а потом преподаватель не мог смириться с неприлежностью некоторых студентов. В отличие от университета, где нам приходится, как говорится, работать с готовым материалом, в школе этот материал учитель лепит сам. То есть у меня есть возможность дать тому же вузу приличных студентов. Что касается моей работы в вузе, то я сейчас сотрудничаю с Институтом народного хозяйства.
- Вы сказали, что в школе учитель «лепит» учеников, то есть вкладывает в них все, что необходимо. В этом и есть, по вашему мнению, основная функция учителя? И кто, на ваш взгляд, учитель вообще?
- Учитель – это пример того, каким должен быть человек. Это воспитатель, потому что большую часть дня дети проводят с учителями. Случается, что некоторым родителям некогда заниматься своими детьми, и воспитательные функции они практически полностью возложили на педагогов, хотя главная и основная функция учителя – это все же передача своих знаний ребенку. Это я и ставлю на первое место во время занятий.
- Вы преподаете довольно-таки интересный предмет – информатику, где нужно работать с компьютером. А ведь современные дети с малых лет знают и любят это чудо техники и наверняка быстро осваивают ваш предмет.
- Да, сегодня у многих дома есть компьютер, и дети знают, с какой стороны к нему подойти и как пользоваться. Но проблема в том, что изначально большинство учеников воспринимают его как игрушку, а не как инструмент для работы. Приходится менять, иной раз ломать это представление. Информатика – предмет, зародившийся на основе математики, поэтому есть достаточно сложные моменты, в которые надо вникать, чтобы понять саму суть этого предмета, этой науки. На олимпиадах у детей обычно не спрашивают, как создать документ или выполнить какую-нибудь другую простую операцию. В информатике есть элементы программирования, логики, высшей математики, систем исчисления. Как и в любом другом предмете, в информатике есть определения, правила, во время уроков есть необходимость делать конспекты и, в конце концов, учить все заданное на дом.
- И все же дети с ваших уроков чаще сбегают или, напротив, идут с радостью?
- Разные случаи бывают. Кто-то предмет любит, кто-то – нет. К сожалению, на моем уроке бывают и плохие отметки, которые я не очень люблю ставить. В основном предмет вызывает интерес, и меня это радует. На уроках я стараюсь уделить внимание каждому ребенку, чтобы уровень успеваемости в классе не падал. Информатика идет наравне с другими предметами, включена в ЕГЭ и, кстати, является одним из самых сложных на экзамене, поэтому опускать уровень предмета недопустимо и невозможно.
- Скажите, вы строгий учитель.
- Строгий, но справедливый. По крайней мере, стараюсь таким быть.
- Конкурс «Учитель года Дагестана - 2010» можно считать вершиной, которую вы преодолели. Какие высоты будете покорять теперь? Или самое время отдохнуть?
- Отдых в школе может только сниться (Улыбается). Учитель всегда в работе – дома ли, на работе ли – не важно. Но моя профессия мне нравится. Иначе бы меня здесь не было. А следующая вершина – это участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года - 2010», который состоится осенью этого года. В течение лета буду готовиться: уже рассматриваю положение конкурса. Ну и в перспективе думаю заняться научной работой – приступить к кандидатской диссертации.
– Творческих успехов вам и еще раз с победой на республиканском конкурсе «Учитель Дагестана-2010»!

Источник: Махачкалинские известия, 23.04.2010

 

Печать